Из-за неточного перевода стихов и комментариев в книгах Шрилы Прабхупады, таких как “Нектар преданности” и “Шри Чайтанья-чаритамрита”, многие члены ИСККОН неправильно понимают и искажают авторитетную практику рагануга-бхакти садханы.
В этой статье будут приведены эти неясные переводы и толкования, а также даны четкие объяснения по теме рагануга-бхакти.
ЧТО ТАКОЕ РАГАТМИКА И ЧТО ТАКОЕ РАГАНУГА?
Чтобы иметь четкое представление о рагануге, важно понимать что такое рага и рагатмика. По разным причинам эти термины были смешаны и перепутаны в ИСККОН.
В “Бхакти-расамрита-синдху” (1.2.272) говорится:
“Рага – это полное погружение в своего возлюбленного ишта-девату. Бхакти, побуждаемое исключительно такой жаждой, называется рагатмика-бхакти”
Поглощенность, описанная выше как рагатмика бхакти, присуща только вечным спутникам Кришны во Врадже. Рагануга-бхакти определяют как ту бхакти, которая следует за рагатмика-бхакти, которая ярко проявлена у жителей Враджа. (“Бхакти-расамрита-синдху” 1.2.270)
Здесь представлены несколько неточных переводов 15 главы “Нектара преданности”, названной “Спонтанное преданное служение”, которые привели к большой путанице:
“Примеры спонтанного преданного служения можно наблюдать у близких спутников Кришны во Вриндаване. Спонтанные действия жителей Вриндавана в отношениях с Кришной называются раганугой”.
ПОЯСНЕНИЕ: Правильным термином здесь должен быть рагатмика, а не рагануга.
В следующем абзаце Шрила Прабхупада говорит: “Шрила Рупа Госвами определил рагануга бхакти как спонтанное влечение к чему-то, когда вы полностью поглощены мыслями об этом”.
ПОЯСНЕНИЕ: Здесь должно быть слово рага, а не рагануга бхакти.
Термины “рагатмика” и “рагануга” были переведены одинаково и даже использовались взаимозаменяемо в книгах Шрилы Прабхупады.
Таким образом, неудивительно, что большинство преданных ИСККОН ошибочно полагают, что рагануга-бхакти садхана – это очень возвышенная ступень бхакти, которая достигается только на стадии полного очищения.
РАСХОЖДЕНИЯ МЕЖДУ “НЕКТАРОМ ПРЕДАННОСТИ” Шрилы Прабхупады И УЧЕНИЯМИ ПРЕДЫДУЩИХ АЧАРЬЕВ:
Шрила Прабхупада дает свое собственное определение расы в предисловии к “Нектару преданности”: “Та сила, которая движет человеком, занимающимся благотворительностью, домохозяином и патриотом, называется расой”.
ПОЯСНЕНИЕ: Это определение расы не имеет ничего общего с тем, что Шри Рупа Госвамипада говорит в “Бхакти-расамрита-синдху”. Он говорит, что раса создаётся путем сочетания стхайи-бхавы, затем вибхавы, анубхавы, санчари-бхавы и саттвика-бхавы.
КВАЛИФИКАЦИЯ ДЛЯ РАГАНУГА-БХАКТИ
Рагануга бхакти означает преданность вечно совершенным рагатмика-преданным Враджа. Таково учение Шри Рупы Госвамипады в “Бхакти-расамрита-синдху” (1.2.271-272).:
“Прежде чем говорить о рагатмика бхакти и рагануга-бхакти, сначала мы должны узнать, что такое рага. Рага – это та глубокая естественная жажда любви, которая заставляет человека полностью погрузиться в своего любимого Тхакурджи”.
Шри Джива Госвамипада дал следующее определение раги и рагануги (“Бхакти Сандарбха” 310): Рага означает сильное и естественное желание наслаждающегося чувствами к своему возлюбленному объекту чувств. Чувства, как и глаза, естественным образом притягиваются к их объектам, таким как красивые формы, они не нуждаются во вдохновении на это.
Точно так же, когда сердце преданного естественным образом привлекается Шри Кришной, и у него есть сильная жажда Шри Кришны, это называется рага.
Когда чистый луч нектарной луны такой раги упадет на хрустальные сердца тех преданных, которые имеют лишь небольшой вкус к определенной раге, но еще не обладают самой рагой, сердце наполниться радостью в результате слушания священных писаний и святых, в глубине сердца такого преданного родится вкус к преданному служению рагатмика бхакты.
Это означает, что ручи (вкус) родится в сердце, когда мы услышим о любовном опыте преданного служения рагатмика Враджа-бхакты из священных писаний или из уст святого, чье сердце чисто, то есть свободно от вожделения, гнева и зависти. Преданность, которая следует за рагой рагатмика Враджа-преданного вместе с ручи, называется рагануга-бхакти”.
Как вайдхи-преданный, так и рага-преданный могут начать путь преданности со стадии анартха-нивритти, отказа от нежелательных привычек, проходя стадии, описанные Шри Рупой Госвамипадой в “Бхакти-расамрита-синдху” (1.4.15–16): адау -шраддха -татха-садху -санго’тха –бхаджана -крийя.
Разница между ними заключается не в чистоте, а в их настроении. Шри Рупа Госвамипада пишет в “Бхакти-расамрита-синдху” (1.2.291):
“Те ,кто сильно стремится (“жадно”) достичь вечного, полностью сосредоточенного настроения рагатмика-враджабаси, имеют право войти в рагануга-бхакти”.
НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ РАГА БХАКТИ ПО КНИГАМ
Получив знание о вайдхи-бхакти от гуру, вы не можете затем изучать рагануга-бхакти по книгам, потому что ваш гуру не учил вас рагануга-бхакти.
Шри Рагхунатха Дас Госвамипада говорит (Сва-санкальпапракаш-стотра 1): “Как можно войти в океан Шьяма, без общения с преданным, чье сердце погружено в любовь к Радхе [рагануга-бхакта]?”
Вишванатха Чакравартипада пишет в своей “Рага Вартма Чандрике”(1.6). “Есть две причины появления духовной жадности, необходимой для практики рагануга-бхакти: милость Бхагавана Шри Кришны или милость преданного анураги. Опять же, существует два вида милости, даруемой преданным: практана и адхуника.
Практана означает милость, дарованная рагануга бхактой в прошлой жизни, а адхуника – милость, дарованная в настоящем рождении. Практана-преданный принимает прибежище у лотосных стоп рагануга-гуру после того, как в нем зародилась духовная жадность, адхуника обретет эту духовную жадность после того, как предается стопам такого гуру”.
ИСККОН и рагануга бхакти, часть 1
Маханидхи Мадан Гопал Дас
Из-за неточного перевода стихов и комментариев в книгах Шрилы Прабхупады, таких как “Нектар преданности” и “Шри Чайтанья-чаритамрита”, многие члены ИСККОН неправильно понимают и искажают авторитетную практику рагануга-бхакти садханы.
В этой статье будут приведены эти неясные переводы и толкования, а также даны четкие объяснения по теме рагануга-бхакти.
ЧТО ТАКОЕ РАГАТМИКА И ЧТО ТАКОЕ РАГАНУГА?
Чтобы иметь четкое представление о рагануге, важно понимать что такое рага и рагатмика. По разным причинам эти термины были смешаны и перепутаны в ИСККОН.
В “Бхакти-расамрита-синдху” (1.2.272) говорится:
“Рага – это полное погружение в своего возлюбленного ишта-девату. Бхакти, побуждаемое исключительно такой жаждой, называется рагатмика-бхакти”
Поглощенность, описанная выше как рагатмика бхакти, присуща только вечным спутникам Кришны во Врадже. Рагануга-бхакти определяют как ту бхакти, которая следует за рагатмика-бхакти, которая ярко проявлена у жителей Враджа. (“Бхакти-расамрита-синдху” 1.2.270)
Здесь представлены несколько неточных переводов 15 главы “Нектара преданности”, названной “Спонтанное преданное служение”, которые привели к большой путанице:
“Примеры спонтанного преданного служения можно наблюдать у близких спутников Кришны во Вриндаване. Спонтанные действия жителей Вриндавана в отношениях с Кришной называются раганугой”.
ПОЯСНЕНИЕ: Правильным термином здесь должен быть рагатмика, а не рагануга.
В следующем абзаце Шрила Прабхупада говорит: “Шрила Рупа Госвами определил рагануга бхакти как спонтанное влечение к чему-то, когда вы полностью поглощены мыслями об этом”.
ПОЯСНЕНИЕ: Здесь должно быть слово рага, а не рагануга бхакти.
Термины “рагатмика” и “рагануга” были переведены одинаково и даже использовались взаимозаменяемо в книгах Шрилы Прабхупады.
Таким образом, неудивительно, что большинство преданных ИСККОН ошибочно полагают, что рагануга-бхакти садхана – это очень возвышенная ступень бхакти, которая достигается только на стадии полного очищения.
РАСХОЖДЕНИЯ МЕЖДУ “НЕКТАРОМ ПРЕДАННОСТИ” Шрилы Прабхупады И УЧЕНИЯМИ ПРЕДЫДУЩИХ АЧАРЬЕВ:
Шрила Прабхупада дает свое собственное определение расы в предисловии к “Нектару преданности”: “Та сила, которая движет человеком, занимающимся благотворительностью, домохозяином и патриотом, называется расой”.
ПОЯСНЕНИЕ: Это определение расы не имеет ничего общего с тем, что Шри Рупа Госвамипада говорит в “Бхакти-расамрита-синдху”. Он говорит, что раса создаётся путем сочетания стхайи-бхавы, затем вибхавы, анубхавы, санчари-бхавы и саттвика-бхавы.
КВАЛИФИКАЦИЯ ДЛЯ РАГАНУГА-БХАКТИ
Рагануга бхакти означает преданность вечно совершенным рагатмика-преданным Враджа. Таково учение Шри Рупы Госвамипады в “Бхакти-расамрита-синдху” (1.2.271-272).:
“Прежде чем говорить о рагатмика бхакти и рагануга-бхакти, сначала мы должны узнать, что такое рага. Рага – это та глубокая естественная жажда любви, которая заставляет человека полностью погрузиться в своего любимого Тхакурджи”.
Шри Джива Госвамипада дал следующее определение раги и рагануги (“Бхакти Сандарбха” 310): Рага означает сильное и естественное желание наслаждающегося чувствами к своему возлюбленному объекту чувств. Чувства, как и глаза, естественным образом притягиваются к их объектам, таким как красивые формы, они не нуждаются во вдохновении на это.
Точно так же, когда сердце преданного естественным образом привлекается Шри Кришной, и у него есть сильная жажда Шри Кришны, это называется рага.
Когда чистый луч нектарной луны такой раги упадет на хрустальные сердца тех преданных, которые имеют лишь небольшой вкус к определенной раге, но еще не обладают самой рагой, сердце наполниться радостью в результате слушания священных писаний и святых, в глубине сердца такого преданного родится вкус к преданному служению рагатмика бхакты.
Это означает, что ручи (вкус) родится в сердце, когда мы услышим о любовном опыте преданного служения рагатмика Враджа-бхакты из священных писаний или из уст святого, чье сердце чисто, то есть свободно от вожделения, гнева и зависти. Преданность, которая следует за рагой рагатмика Враджа-преданного вместе с ручи, называется рагануга-бхакти”.
Как вайдхи-преданный, так и рага-преданный могут начать путь преданности со стадии анартха-нивритти, отказа от нежелательных привычек, проходя стадии, описанные Шри Рупой Госвамипадой в “Бхакти-расамрита-синдху” (1.4.15–16): адау -шраддха -татха-садху -санго’тха –бхаджана -крийя.
Разница между ними заключается не в чистоте, а в их настроении. Шри Рупа Госвамипада пишет в “Бхакти-расамрита-синдху” (1.2.291):
“Те ,кто сильно стремится (“жадно”) достичь вечного, полностью сосредоточенного настроения рагатмика-враджабаси, имеют право войти в рагануга-бхакти”.
НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ РАГА БХАКТИ ПО КНИГАМ
Получив знание о вайдхи-бхакти от гуру, вы не можете затем изучать рагануга-бхакти по книгам, потому что ваш гуру не учил вас рагануга-бхакти.
Шри Рагхунатха Дас Госвамипада говорит (Сва-санкальпапракаш-стотра 1): “Как можно войти в океан Шьяма, без общения с преданным, чье сердце погружено в любовь к Радхе [рагануга-бхакта]?”
Вишванатха Чакравартипада пишет в своей “Рага Вартма Чандрике”(1.6). “Есть две причины появления духовной жадности, необходимой для практики рагануга-бхакти: милость Бхагавана Шри Кришны или милость преданного анураги. Опять же, существует два вида милости, даруемой преданным: практана и адхуника.
Практана означает милость, дарованная рагануга бхактой в прошлой жизни, а адхуника – милость, дарованная в настоящем рождении. Практана-преданный принимает прибежище у лотосных стоп рагануга-гуру после того, как в нем зародилась духовная жадность, адхуника обретет эту духовную жадность после того, как предается стопам такого гуру”.
[материал любезно предоставлен Шри Адвайтой Дас джи]
Рагануга-бхакти ки джай! Джай Джай Шри Радхе!
You might also like