Шри Кришна завершает Свое учение о дхьяна-йоге, которая означает “божественное общение посредством самоконтроля и медитации”, такими словами, что бхакти-йог или Кришна бхакта – это йог юктатамо, величайший йог. (Бхагават-Гита 6.47)
Однако, прежде чем прийти к этому выводу, Кришна дает важные наставления по йоге, которые применимы ко всем классам трансценденталистов. Разумеется, будучи Кришна-бхактами, наша дхьяна-йога в основном заключается в повторении Харе Кришна Маха мантры наряду с медитацией на ее значение, а также на божественные формы и игры Радхи и Кришны, полностью присутствующие в мантре.
Для улучшения нашего понимания и практики преданности, мы рассмотрим универсальные учения Кришны о йоге, представленные в шестой главе “Бхагавад-Гиты”.
Стих 37:
Почему преданный падает? Шри Кришна отвечает: “Преданный сбивается с пути бхакти-йоги из-за небрежности в своей практике, калита манаш йогат”.
Шрила Прабхупада объясняет: “Несмотря на постоянные усилия [в садхана бхакти], человек может пасть по многим причинам. Прежде всего, человек может не следовать процессу [правилам вайдхи-садханы]. Или из-за влечения к майи человек может отклониться от истинного пути [бхакти-йоги]”.
Смысл послания ясен: неискренность в бхакти-бхаджане и потакание соблазнам иллюзии, несомненно собьют ум с пути чистого бхакти, калита манасах.
Так как же удержаться от падения? Ранее, в стихе 35, Шри Кришна отвечает: “Вы можете предотвратить отклонения в практике и в мыслях, контролируя ум с помощью абхьясы и вайрагьи, постоянной практики и отречения или аскез”.
Стих 40:
В этом стихе Шри Кришна описывает, куда попадает падший преданный. “Тот, кто идет путем добродетели, никогда не будет побежден злом”. Слово никогда – это абсолютное наречие, никогда означает, что ни сейчас, ни в будущем Кришна-бхакта не падет, дургатим гаччати.
Шрила Бхактивинода Тхакур: “Кришна говорит здесь, преданный, следующий по пути, ведущему к вечной добродетели, никогда не подвергнется злу в будущем”.
Шрила Прабхупада: “В этом стихе Шри Кришна говорит, что трансценденталисту потерпевшему неудачу не нужно беспокоиться, потому что благоприятная практика сознания Кришны (кальяна-крт) никогда не предается забвению. Человек будет продолжать практику преданного служения, даже если у него будет низкое происхождение в следующей жизни”.
Здесь Шри Кришна говорит как гуру – отец со всеми нами, Его сыновьями и дочерьми-преданными. Используя слово тата, означающее “сын”, всеблагой, Верховный Отец Шри Кришна показывает Свою любовь к нам. Кришна заверяет нас, что будущее всегда будет ярким — полным света и надежды на удачу, кальяна.
Стихи 41 -42:
В стихах 41-42 Шри Кришна уверяет, что в своих будущих рождениях преданный, потерпевший неудачу достигнет материального счастья и в конечном итоге освободившись достигнет Кришна-премы.
Стих 41:
Что происходит с преданным, который падает после короткого периода практики сознания Кришны? Кришна отвечает: “Он будет наслаждаться счастьем на высших планетах, а затем родится в религиозной или богатой семье, шучинам шриматам гехе, йога брашта абхиджайате.
Шрила Прабхупада: “Преданным, которые не достигли высшего совершенства сознания Кришны из-за материальных соблазнов, по милости Господа Шри Кришны позволено в полной мере реализовать свои материальные пристрастия. После этого им предоставляется возможность жить в достатке, чтобы они могли воспользоваться всеми благами и в полной мере развить в себе сознание Кришны”.
Шрила Прабхупада упомянул именно этот момент в письме, которое он написал ученику по имени Джаянанда Дас сразу после того, как тот покинул тело. “Я надеюсь, что в момент смерти ты вспомнил Кришну, и поэтому ты возвысился до вечного общения с Кришной. Если нет, если у тебя была хоть капля материальных желаний, ты отправился в небесное царство, чтобы жить с с полубогами много тысяч лет и наслаждаться самой роскошной жизнью в материальном мире.
Оттуда ты сможешь продвинуться в духовный мир. Но даже если человеку не удастся достичь духовного мира, он снова спуститься на землю и родится в семье йогов, брахманов или в аристократической семье, где снова есть шанс возродить Сознание Кришны”. (5 мая 1977 года)
Судьба или божественная воля иногда проявляет в преданном желание наслаждаться. Кришна говорит, что он получит это в своей следующей жизни на небесах. В конце концов, исчерпав свою склонность к наслаждениям, он получит благоприятное рождение, чтобы продолжить практику сознания Кришны.
Стих 42:
В этом стихе Кришна описывает судьбу преданного, который не достигает совершенства даже после долгой практики. “Он родится в семье мудрых трансценденталистов, куле бхавати дхиматам”. Шрила Прабхупада говорит: “Родившись в семье мудрецов, преданный обретет духовный импульс с самого начала своей жизни”.
Таким образом, продвинутый преданный, которому не удается достичь Кришна-Премы в этой жизни, не задержится на небесах. Он получит рождение в семье разумных верующих людей, практикующих бхакти-йогу или сознание Кришны. О, как милостив Шьям!
Стих 43:
Шрила Прабхупада комментирует: “По милости Господа Шри Кришны преданный получает многократные возможности совершенствовать свое сознание Кришны”.
Стих 45:
Здесь Шрила Прабхупада прекрасно резюмирует всю дискуссию о судьбе неудачливого бхакти-йога, преданного Шри Кришны:
“Человек, родившийся в особенной праведной, аристократической или духовной семье, осознает свое благоприятное положение для выполнения практики [бхакти] йоги. Поэтому он со всей решимостью приступает к своей незаконченной задаче и таким образом полностью очищается от всей материального осквернения. Освободившись наконец от всей материальной скверны, он достигает высшего совершенств- сознания Кришны”.
Путь преданности к совершенству в преме действительно труден, но в то же время полон блаженства. Настойчивость в практике, строгое следование наставлениям Гуру и смиренное сердце, смягченное состраданием к другим, несомненно, быстро продвинут нас на пути к Кришне.
Абсолютно все возможно по милости Шри Кришны и Шри Гуру. Да, уже в этой жизни мы можем достичь Кришна-Премы и вечно жить во Вриндаване, с любовью служа Радха-Говинде в беседках Враджа. Но даже если мы не добьемся успеха в этой жизни, милостивый Господь Шри Кришна гарантирует в этих стихах, что вам обеспечен успех через одну или две жизни.
Преданный ничего не теряет
Маханидхи Мадан Гопал Дас
Шри Кришна завершает Свое учение о дхьяна-йоге, которая означает “божественное общение посредством самоконтроля и медитации”, такими словами, что бхакти-йог или Кришна бхакта – это йог юктатамо, величайший йог. (Бхагават-Гита 6.47)
Однако, прежде чем прийти к этому выводу, Кришна дает важные наставления по йоге, которые применимы ко всем классам трансценденталистов. Разумеется, будучи Кришна-бхактами, наша дхьяна-йога в основном заключается в повторении Харе Кришна Маха мантры наряду с медитацией на ее значение, а также на божественные формы и игры Радхи и Кришны, полностью присутствующие в мантре.
Для улучшения нашего понимания и практики преданности, мы рассмотрим универсальные учения Кришны о йоге, представленные в шестой главе “Бхагавад-Гиты”.
Стих 37:
Почему преданный падает? Шри Кришна отвечает: “Преданный сбивается с пути бхакти-йоги из-за небрежности в своей практике, калита манаш йогат”.
Шрила Прабхупада объясняет: “Несмотря на постоянные усилия [в садхана бхакти], человек может пасть по многим причинам. Прежде всего, человек может не следовать процессу [правилам вайдхи-садханы]. Или из-за влечения к майи человек может отклониться от истинного пути [бхакти-йоги]”.
Смысл послания ясен: неискренность в бхакти-бхаджане и потакание соблазнам иллюзии, несомненно собьют ум с пути чистого бхакти, калита манасах.
Так как же удержаться от падения? Ранее, в стихе 35, Шри Кришна отвечает: “Вы можете предотвратить отклонения в практике и в мыслях, контролируя ум с помощью абхьясы и вайрагьи, постоянной практики и отречения или аскез”.
Стих 40:
В этом стихе Шри Кришна описывает, куда попадает падший преданный. “Тот, кто идет путем добродетели, никогда не будет побежден злом”. Слово никогда – это абсолютное наречие, никогда означает, что ни сейчас, ни в будущем Кришна-бхакта не падет, дургатим гаччати.
Шрила Бхактивинода Тхакур: “Кришна говорит здесь, преданный, следующий по пути, ведущему к вечной добродетели, никогда не подвергнется злу в будущем”.
Шрила Прабхупада: “В этом стихе Шри Кришна говорит, что трансценденталисту потерпевшему неудачу не нужно беспокоиться, потому что благоприятная практика сознания Кришны (кальяна-крт) никогда не предается забвению. Человек будет продолжать практику преданного служения, даже если у него будет низкое происхождение в следующей жизни”.
Здесь Шри Кришна говорит как гуру – отец со всеми нами, Его сыновьями и дочерьми-преданными. Используя слово тата, означающее “сын”, всеблагой, Верховный Отец Шри Кришна показывает Свою любовь к нам. Кришна заверяет нас, что будущее всегда будет ярким — полным света и надежды на удачу, кальяна.
Стихи 41 -42:
В стихах 41-42 Шри Кришна уверяет, что в своих будущих рождениях преданный, потерпевший неудачу достигнет материального счастья и в конечном итоге освободившись достигнет Кришна-премы.
Стих 41:
Что происходит с преданным, который падает после короткого периода практики сознания Кришны? Кришна отвечает: “Он будет наслаждаться счастьем на высших планетах, а затем родится в религиозной или богатой семье, шучинам шриматам гехе, йога брашта абхиджайате.
Шрила Прабхупада: “Преданным, которые не достигли высшего совершенства сознания Кришны из-за материальных соблазнов, по милости Господа Шри Кришны позволено в полной мере реализовать свои материальные пристрастия. После этого им предоставляется возможность жить в достатке, чтобы они могли воспользоваться всеми благами и в полной мере развить в себе сознание Кришны”.
Шрила Прабхупада упомянул именно этот момент в письме, которое он написал ученику по имени Джаянанда Дас сразу после того, как тот покинул тело. “Я надеюсь, что в момент смерти ты вспомнил Кришну, и поэтому ты возвысился до вечного общения с Кришной. Если нет, если у тебя была хоть капля материальных желаний, ты отправился в небесное царство, чтобы жить с с полубогами много тысяч лет и наслаждаться самой роскошной жизнью в материальном мире.
Оттуда ты сможешь продвинуться в духовный мир. Но даже если человеку не удастся достичь духовного мира, он снова спуститься на землю и родится в семье йогов, брахманов или в аристократической семье, где снова есть шанс возродить Сознание Кришны”. (5 мая 1977 года)
Судьба или божественная воля иногда проявляет в преданном желание наслаждаться. Кришна говорит, что он получит это в своей следующей жизни на небесах. В конце концов, исчерпав свою склонность к наслаждениям, он получит благоприятное рождение, чтобы продолжить практику сознания Кришны.
Стих 42:
В этом стихе Кришна описывает судьбу преданного, который не достигает совершенства даже после долгой практики. “Он родится в семье мудрых трансценденталистов, куле бхавати дхиматам”. Шрила Прабхупада говорит: “Родившись в семье мудрецов, преданный обретет духовный импульс с самого начала своей жизни”.
Таким образом, продвинутый преданный, которому не удается достичь Кришна-Премы в этой жизни, не задержится на небесах. Он получит рождение в семье разумных верующих людей, практикующих бхакти-йогу или сознание Кришны. О, как милостив Шьям!
Стих 43:
Шрила Прабхупада комментирует: “По милости Господа Шри Кришны преданный получает многократные возможности совершенствовать свое сознание Кришны”.
Стих 45:
Здесь Шрила Прабхупада прекрасно резюмирует всю дискуссию о судьбе неудачливого бхакти-йога, преданного Шри Кришны:
“Человек, родившийся в особенной праведной, аристократической или духовной семье, осознает свое благоприятное положение для выполнения практики [бхакти] йоги. Поэтому он со всей решимостью приступает к своей незаконченной задаче и таким образом полностью очищается от всей материального осквернения. Освободившись наконец от всей материальной скверны, он достигает высшего совершенств- сознания Кришны”.
Путь преданности к совершенству в преме действительно труден, но в то же время полон блаженства. Настойчивость в практике, строгое следование наставлениям Гуру и смиренное сердце, смягченное состраданием к другим, несомненно, быстро продвинут нас на пути к Кришне.
Абсолютно все возможно по милости Шри Кришны и Шри Гуру. Да, уже в этой жизни мы можем достичь Кришна-Премы и вечно жить во Вриндаване, с любовью служа Радха-Говинде в беседках Враджа. Но даже если мы не добьемся успеха в этой жизни, милостивый Господь Шри Кришна гарантирует в этих стихах, что вам обеспечен успех через одну или две жизни.
Шри Кришна крипа ки джай хо!!
Кришна бхакти йоги ки джай! Чистое преданное служение ки джай!
Джай Джай Шри Радхе!
You might also like